Новая долгосрочная Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. №3363-р. Радует, что Россия вернулась к долгосрочному планированию с четкими, понятными целевыми показателями развития. И планы по развитию транспортного комплекса у страны грандиозные, увязанные с развитием смежных отраслей внутри страны, а также с учетом передовых тенденций развития мировой транспортной отрасли.

Похоже, к 2035 году мы увидим совершенно новую транспортную Россию, по дорогам которой уже будут передвигаться транспортные средства пятого уровня автономности. Пятый уровень автономности транспортных средств предполагает полностью автономное вождение без вмешательства человека, требующее лишь активации автомобиля и задания координат назначения.

Одной из важных целей новой российской Транспортной стратегии является снижение негативного влияния транспортного комплекса на окружающую среду. И добиваться поставленной цели планируется разными способами: широкое применение альтернативных видов топлива (сжиженного природного газа, аккумуляторов, водородного топлива и пр.), повышение класса экологичности транспортных средств, развитие рынка электромобилей и соответствующей инфраструктуры для электрокаров (заправок, технических сервисов), стимулирование совместного использования транспортных средств и др.

Одной из наиболее непопулярных мер в достижении экологических целей, как нам кажется, станет ограничение на использование личных автомобилей в пользу общественного транспорта в крупных городах. Но с этим тоже придется смириться, поскольку Правительство считает такой сценарий развития автомобильного сектора для сокращения негативного воздействия транспорта на экологию «безальтернативным».

электро автобус

В опубликованном документе сказано, что личный автомобиль является основным источником загрязнения воздуха в крупных городах, на который приходится более чем 30 % общего объема вредных выбросов в атмосферу, в г. Москве - более 90 %. Решение проблемы загрязнения окружающей среды только путем обновления автотранспорта невозможно, т.к. до 82 % выбросов взвешенных частиц происходит не из выхлопных газов, а за счет стирания дорожного покрытия и составных частей автомобиля.

Еще одной причиной неизбежности уменьшения автомобилизации в России в Минтрансе называют низкую долю территорий, выделяемых под городскую дорожную инфраструктуру в нашей стране. Сравните, уровень территории, выделенной под дорожную сеть, из общей территории застройки в городах разных стран:

США Европа Россия
30-35% 25% 10%

Прогнозируется, что за счет развития транспортных систем количество активных пользователей общественного транспорта в городах вырастет на 15 % относительно 2019 года.