Открываем дачный сезон автомобилиста

Как правило, в первую декаду мая большая часть горожан превращается в дачников и устремляется на свои несколько соток земли. В эти дни автомобиль служит одной цели – доставить истосковавшихся по земле людей к дачному участку, дому в отдаленной деревне. Для многих автомобилистов маршрут "дом - дача" чуть ли не единственный. На другие поездки не хватает ни времени, ни денег, а дача - это то, что стало главным аргументом в споре, покупать машину или нет, ради чего с трудом накопленное меняется на шумяще-чадящее чудо под названием автомобиль.
Но, отправляясь в загородную поездку, отнеситесь к ней не как к легкой прогулке, а скорее как к ответственному экзамену, ведь загородные трассы, пустынные дороги районного значения, грунтовки могут преподнести немало неожиданностей и испортить долгожданную поездку, особенно новичкам.
Традиционно, к большим майским выходным мы даем начинающим водителям практические советы, которые помогут избежать неприятностей по дороге к месту отдыха, сделают путь беззаботным и радостным.

Как загружать?

Всякая поездка начинается с загрузки в автомобиль самого необходимого снаряжения, личных вещей и всевозможного дачного скарба. Открывая дачный сезон, не пытайтесь увезти все за один раз - сделать это весьма проблематично, да и автомобилю перегрузка не пойдет на пользу.

Укладывая груз в багажник, придерживайтесь следующей схемы: самые тяжелые вещи разместите внизу и как можно ближе к середине машины, более легкий груз положите сверху и по краям. Такое расположение не только предотвратит поломку хрупких вещей, но и не отразится существенно на устойчивости автомобиля.

Не перевозите вещи в салоне, а уж если пришлось, то разместите их так, чтобы ничего не мешало управлению автомобилем и не перекатывалось на крутых поворотах - ничто не должно отвлекать вас от дороги.

Загруженный автомобиль

Когда выезжать?

С каждым годом отвечать однозначно на этот вопрос становится все труднее. Вечер пятницы и первая половина субботы - основное время выезда дачников. В этот период все дороги забиты машинами, образуются пробки. Движение в них требует навыков управления автомобилем и крепких нервов. Пятницу лучше исключить и по другой причине: это день, когда совершается наибольшее количество ДТП.

Новичкам для загородных поездок можно порекомендовать вторую половину субботы и первую половину воскресенья. В это время дорога самая приятная: грузовиков немного, дачники или уже, или еще в садах, пробок практически не бывает.

Не выезжайте в ночь - утренняя поездка для начинающих автомобилистов будет менее утомительной и более безопасной.

На трассе

Движение по загородной трассе отличается от движения в городе. Здесь и скорость повыше, и машин поменьше, а пешеходы и вовсе - редкость. Это расслабляет водителя, усыпляет его бдительность.

Если вы совсем недавно за рулем, постарайтесь быть собранными на протяжении всего пути. Не старайтесь показать пассажирам своей машины, что вы совершенно спокойны и можете позволить себе курить за рулем, пить лимонад из бутылки, часто отвлекаться на разговоры или настройку радиоприемника. Все внимание - дороге.

Для отдыха обязательно нужно предусмотреть короткие остановки через час-полтора. Остановка на лоне природы понравится всем, только не забудьте для этого съехать с дороги.

После дождя и весной осторожнее съезжайте на обочину, предварительно снизив до минимума скорость. Будет лучше обследовать место предполагаемого съезда, выйдя из автомобиля. Кажущаяся ровной и прочной, мокрая обочина в действительности может оказаться рыхлой и скользкой. Нетрудно представить, что станет с автомобилем, если на полном ходу хотя бы два его колеса попадут в мокрый песок или грязь.

Не лихачьте, вырвавшись на просторы трассы. Следите за дорожными знаками и руководствуйтесь ими. Скоростной режим выдерживать не сложно - скорость на загородных участках большинство водителей поддерживают в пределах 90-110 км/ч. Ехать быстрее нецелесообразно: опыта вождения еще маловато, да и не дает лихачество выигрыша во времени. Увеличение скорости до 120 км/ч приведет к повышенному расходу топлива, фиксации нарушения камерой с последующим получением постановления о штрафе, быстро утомит водителя, скажется на безопасности, а сэкономить при этом удастся всего 10-15 минут на двести километров пробега. Стоит ли из-за такого пустяка рисковать?

Не забывайте, что наши дороги, особенно весной, не блещут хорошим покрытием. Влететь на полном ходу в выбоину – дело обычное, и вероятность этого неприятного момента значительно возрастает в низинах, на мостах, местах пересечений с проселочной дорогой, выездах из прилегающих к трассе сельхозпредприятий.

"БЕЛАРУСЬ" - главная опасность

Кстати, о колхозах. Вблизи сельскохозяйственных объектов самым опасным транспортным средством на дороге всегда считался трактор "Беларусь". Он маневренный, достаточно резвый, но обычно бывает сплошь залеплен грязью, а тракторист в кабине наверняка нетрезв. Предугадать траекторию движения трактора или действия тракториста не сможет ни один ясновидящий. Увидев такой объект на своем пути, снизьте скорость до предела и объезжайте его только тогда, когда будете абсолютно уверены в безопасности маневра.

Вблизи населенных пунктов, где весьма вероятно появление на дороге домашних животных, снижайте скорость. Собаки и кошки перед автомобилем возникают неожиданно и в непосредственной близости. Водитель, стараясь избежать наезда, инстинктивно нажимает на педаль тормоза или пытается объехать животное. Нередко в результате такого маневра автомобиль попадает в аварию. Если же водитель не успеет среагировать и животное окажется под колесами, то настроение испортится не только на время этих выходных.

Не оставляйте без внимания пересечения со второстепенными дорогами, выездами с полей, особенно примыкающими к автотрассе под углом. Будьте готовы к тому, что, несмотря на преимущество, вам могут не уступить дорогу. Некоторые водители, привыкшие к пустынности сельской трассы, выезжают на главную дорогу сходу, забывая об опасности.

Беларус

Где кончается асфальт

Ни одна вылазка на лоно природы не обходится без преодоления участков, не тронутых колесом автомобиля, или проселочных дорог, разбитых гусеницами тракторов. Здесь только владельцы вездеходов могут чувствовать себя относительно спокойно, а вот водителям обыкновенных легковых автомобилей приходится проявлять все свое мастерство и изворотливость, чтобы не омрачить поездку поломкой машины.

На бездорожье машина задевает за препятствия днищем кузова, балкой моста или бамперами. В лучшем случае это заканчивается безобидными царапинами, в худшем - серьезными "травмами" техники. Отсюда главный принцип движения по бездорожью: семь раз промерь - один раз проедь.

По грунтовке

Сухие укатанные грунтовые дороги не причиняют больших неудобств, кроме сильной запыленности. При проезде по ним обязательно прибавьте оборотов вентилятора отопителя салона – внутри создастся избыточное давление, и пыль в салон не проникнет.

На раскисших грунтовых дорогах нужно стараться реже переключать передачи, останавливаться. Движение должно быть без рывков и резких поворотов, а скорость - минимальной.

Нередко к дачному участку от трассы приходится пробираться по грунтовке с глубокой колеей. Если вы уверены, что средняя часть колеи, гребень, не заденет днище автомобиля, то можно двигаться прямо по ней с небольшой скоростью, постоянно контролируя пространство перед колесами автомобиля. Если колея слишком глубокая, а проехать в этом направлении просто необходимо, то колеса машины нужно направить по гребню и обочине, оставляя колею между колес. На мокрой дороге такие маневры не рекомендуются - машину может стащить в колею, она повиснет на днище, не доставая колесами до земли, и вытащить ее без посторонней помощи вряд ли удастся.

Машины на обочине

По грязи

Небольшие лужи можно преодолевать с разгона после предварительного их обследования, затяжные - медленно, но с постоянной скоростью. Главное правило - не останавливаться, так как второй раз можно уже и не тронуться – колеса забуксуют. Если все-таки это произошло, не буксуйте до дыма из-под колес, тем самым усложняя свое положение.

Если автомобиль завяз в грязи, попробуйте выбраться назад по собственным следам, применяя при необходимости надежный прием - раскачку. В случае неудачи придется откапывать колеса, прорывая для них искусственную колею, и подкладывать хворост, доски.

Лесные дороги

Главная опасность на лесных дорогах - скрытые травой пни и ямы. По незнакомой, заросшей травой дороге лучше двигаться за идущим перед машиной человеком, подчиняясь его командам.

Вообще, бездорожье для автомобиля не столь страшно, если при движении руководствоваться принципами: "тише едешь – дальше будешь", "семь раз промерь - один проедь" и "дело мастера боится".

Приехали

Самые трудные - последние километры пути. Дают знать о себе усталость, напряжение, да и мысли о скором удачном завершении поездки начинают отвлекать. В это время нельзя расслабляться - для водителя путь считается пройденным только после того, как будет заглушен двигатель, автомобиль поставлен на тормоз и ключ вынут из замка зажигания. После этого можете отдыхать и думать о чем угодно, не забывая проанализировать все ситуации, возникшие в дороге, и свои действия за рулем.

Усталый водитель

Удачного отдыха, Друзья!